Как объяснить подростку, зачем учить «ненужные» школьные предметы: рассуждает подросток
Многие люди хоть раз в жизни сталкивались с теми или иными проблемами в успеваемости в школе: получали двойки, не понимали темы, заваливали контрольные или тесты. Всё это вполне нормально! Ведь без ошибок невозможно чему-то научиться.
Но бывает и так, когда эта проблема запущена до такой степени, что поднимается вопрос о повторном обучении или даже исключении из образовательного учреждения. Что же тогда делать?
В этой статье я порассуждаю на тему того, как привить желание учиться подростку и взгляну на существующие методы и настоящие обстоятельства этой проблемы со стороны подростка, поскольку им и являюсь.
Почему подросток не хочет учиться?
Во-первых, это точно не лень. Во-вторых, это не потому, что он глупый. В-третьих, это не потому, что он хочет вас вывести из себя. Давайте перейдем от субъективного мышления к объективному и разберемся со всем подробнее.
Не желание или даже неспособность учиться может быть обусловлена рядом факторов, которые у каждого человека могут быть полностью индивидуальны. Они зависят от его типа личности, темперамента, приоритетных механизмов восприятия информации, источников вдохновения, образа жизни и так далее.
Одна из самых распространённых причин это потеря мотивации к учёбе. Многие на этот моменте могут заявить, что это просто лень и мотивацию к учёбе поддерживать очень легко, грубо скажем, с помощью ремня, однако вы сейчас очень сильно недооцениваете глубину этого айсберга: лень, которую мы видим в поведении - лишь верхушка, лишь снаружи. Лень не источник, она следствие более серьезной проблемы, которая кроется сильно глубже.
Вообще, лень - это естественная защитная реакция нашего организма. Наш мозг очень экономичный и жадный, ему жалко растрачивать свою энергию на то, в чём он не видит смысла, а не видит смысла он практически во всём. Поэтому чтобы убедить его в необходимости и интересности любого действия (не только учёбы, но и даже раннем подъеме на работу, откладывании денег и тд), подавление или игнорирование защитного механизма может только ухудшить общее состояние.
Разберем "айсберг" причин потери мотивации к учёбе у подростков подробнее:
Суть "айсберга" в том, что по мере погружения нам открываются всё более серьезные или широкие спектры факторов внутренних или внешних проблем, которые способствуют ухудшению памяти, концентрации и способности учиться в целом.
1. Начнём с первого уровня: внешние признаки.
Внешние признаки видны отчётливее всего, поскольку достаточно сильно проявляются в поведении и не заметить их нужно постараться. В этот уровень я включила: лень, зависимость от телефона, скуку и раздражимость. На моём опыте (личном и наблюдательном) это самые заметные признаки, за которыми может следовать ухудшение успеваемости.
- Лень: выше мы уже разобрали, что она является защитной реакцией организма, которая призвана сохранить энергию для более важных и интересных задач.
- Зависимость от телефона: проблема, на самом деле, многих людей, не только подростков. Это тоже является нашей защитной реакцией, пускай и не совсем здоровой. Уход от реальности - как скрытие от проблем (внутренних и внешних), которые кроются на более глубоких уровнях. Происходит из-за того, что человек не умеет или не знает как справляться с теми или иными трудностями и интуитивно выбирает наиболее легко осуществимый и морально несложный способ борьбы.
- Скука: заметная незаинтересованность в чем-либо. Может быть вызвана большим спектром первоисточников, например, скучное преподавание предмета; не понимание того, где и как это может пригодиться в жизни; физическая и психологическая истощенность.
- Раздражимость: повышенный (по сравнению с обычным состоянием) уровень агрессии или нервозности. Может быть вызвано психологической напряженностью, столкновением внутреннего и внешнего, желанием абстрагироваться, гиперопекой или излишним контролем со стороны родителей и учителей и так далее.
Как можно было заметить, на первом уровне достаточно простые и понятные признаки, однако я ещё раз напомню, что это ещё не причины потери мотивации - а лишь следствие, защитные механизмы.
2. Второй уровень: то, что легко заметить.
На этом уровне кроются менее явные признаки, чем на уровне выше, однако они всё еще достаточно различимы. Сюда я написала: замкнутость, гиперактивность, проблемы со здоровьем и перфекционизм.
- Замкнутость: осознанное или не очень замыкание подростка в себе. Чаще всего бывает из-за боязни быть непонятым, отвергнутым, обесцененным.
- Гиперактивность: излишняя заинтересованность и стремление получить всё и сразу в процессе обучения, провоцирует "распыленность" на несколько дел сразу, что может привести к истощению или недостаточной проработке тех дел, за которые человек взялся. Возможно, встречается редко. Является одним из симптомов СДВГ (за постановкой диагноза обращайтесь только к специалисту!).
- Проблемы со здоровьем: недостаток тех или иных микро-, макро-элементов и витаминов в организме напрямую влияет на когнитивные способности и общее самочувствие.
- Перфекционизм: желание быть лучшим (чаще всего, привитое извне), страх ошибки, страх белого листа, неуверенность в собственных знаниях и навыках (синдром самозванца), недовольство собой и остальное может парализовывать человека перед трудными или масштабными задачами.
3. Третий уровень: то, что нужно постараться заметить или поговорить.
На этом уровне собраны уже более скрытые признаки, заметить которые, нужно постараться немного сильнее, а также то, что можно выяснить через разговор. Здесь включены такие пункты: истощение, потеря смыслов, неумение отдыхать и социальные проблемы. На этом и последующих уровнях уже более отчетливо можно заметить взаимосвязь между различными факторами.
- Истощение: является и причиной более заметных признаков, и следствием сильной физической или умственной нагрузки.
- Потеря смыслов: чувство неопределенности, отрешенности, страх перед будущим и следующее за ним подавленное состояние, которое может парализовывать человека перед решением проблем и задач. Может усугубляться причинами с более глубоких уровней, а также быть следствием гиперактивности (я пытался освоить всё и сразу, но понял, что мои старания не имеют значения), перфекционизма (я не способен, я не достаточно хорош), скуки, разочарования, отсутствия цели, необходимости оправдать ожидания родителей или учителей без личного желания чего-то достичь и так далее.
- Неумение отдыхать: неправильный отдых очень сильно влияет вообще на все сферы жизни и эта проблема особенно сильно касается людей с СДВГ, перфекционизмом, хроническим стрессом или тревожностью, трудоголиков и так далее. Не отдыхая, логично, у вас не будет сил даже на мысли об учёбе.
- Социальные проблемы: взаимоотношения со сверстниками и одноклассниками. Часто социальная неловкость или неприспособленность мешает учащемуся проявлять свой потенциал на занятиях. Это может быть следствием всевозможных страхов, межличностных конфликтов, распределения ролей в структуре подросткового общества, переживания расставания или невзаимности, влияния друзей или компании, имеющей преимущества и авторитет, и так далее.
4. Четвёртый уровень: то, что можно выяснить и понять только через разговор с достаточным уровнем доверия.
Не каждый человек готов полностью открыться и доверить свои переживания даже близким ему людям, поэтому для того, чтобы откапать более глубокие источники подавленного состояния, тем более у подростка, очень важно доверие в диалоге. В этот уровень можно включить следующее: учителя, буллинг, выгорание, стресс, отношения в семье, самооценка.
- Учителя: иногда подросток не может или не хочет учиться из-за отношения учителей к нему самому или даже к предмету, который они преподают. Не редкость такие явления как предвзятое отношение к ученикам, намеренное занижение оценок, оскорбления от учителей, незаинтересованность учителя в развитии навыков у способных учеников, отсутствие веры преподавателя в свой собственный предмет и не способность рассказывать его интересно.
- Буллинг: повсеместная травля группой лиц одного человека или другой более мелкой группы по одной или нескольким причинам или признакам. Подростки бывают жестоки и способны не просто обзывать, а полноценно травить, избивать и угрожать по самым разным причинам. О какой прилежной учебе может идти речь, когда каждый твой день ты терпишь издевательства?
- Выгорание: творческое, эмоциональное, профессиональное и так далее. На самом деле, имеет свой отдельный айсберг причин и в зависимости от них имеет определенные последствия и уровень тяжести ситуации. Обычно выгорание у подростков происходит из-за большого объема задач и ответственности, давления (рассмотрим на следующем уровне), неправильной организации распорядка дня, отсутствия поддержки, потери смысла и других причин.
- Стресс: единоразовый или хронический, имеет явный источник (в отличие от тревожности). Стресс сильно сказывается на здоровье людей всех возрастов. Он может возникать из-за переживаний различного рода: смерть близких, психологическая или физическая травма, конфликтные ситуации в социуме, неблагоприятная обстановка и так далее.
- Отношения в семье: иногда проблема кроется в самой семье. На этот пункт советую больше обратить внимание учителям и соц.педагогам. Из-за неблагоприятной обстановки в семье по самым разным обстоятельствам, подростку реально может быть нелегко или даже невозможно сосредоточиться на учёбе, поскольку его голова будет занята мыслями о семейных проблемах, способах их решения, способах помощи родителям или своим братьям-сёстрам, способах выжить.
- Самооценка: проблемы низкой самооценки часто являются причинами социальных проблем. Также самооценка сильно связана с перфекционизмом навязанным или внутренним. Люди с заниженной самооценкой склонны преуменьшать свои достижения, разочаровываться в себе и, как вывод, не видеть смысла в учебе.
5. Пятый уровень: причины, в которых можно разобраться только с крайне высоким уровнем доверия или с помощью специалиста.
Предпоследний уровень включает в себя те факторы, говорить о которых может быть не принято в семье или те, которые часто обесцениваются взрослыми: настоящие психологические проблемы, тревожность, давление.
- Тревожность: в отличие от стресса не имеет конкретной причины и может иметь постоянный или периодических характер. Может быть следствием большого ряда факторов, практически всех, что мы рассмотрели выше.
- Давление: внутреннее и внешнее. Завышенные ожидания со стороны родителей или учителей создают психологическое давление, из-за чего, необходимость соответствовать высоким стандартам приводит к стрессу и тревоге. Также, в подростковом возрасте человек особенно чувствителен к мнению окружающих, особенно сверстников. В эпоху интернета - чувство не соответствия "своим" особенно легко разжечь. Стремление завоевать авторитет или удержаться в кругу общения порой заставляет вести себя неестественно, подавляя собственные желания и интересы.
- Психологические проблемы: более серьезные проблемы связаны с конкретными диагнозами или неспособностью осознавать, а также контролировать себя. В зависимости от склада самой личности, дойти до такого можно с разной скоростью, но точно вполне себе за длительное время с постоянными постепенными изменениями в поведении.
Также важно понимать, что я могла не охватить абсолютно все причины и признаки ухудшения успеваемости школьников и именно поэтому существует шестой уровень без подробного описания - это крайне тяжелые и серьезные проблемы, уходящие своими корнями далеко в детство и вглубь в подсознание, с которыми я не сталкивалась самостоятельно и даже не могла заметить у своих же сверстников.
Действительно ли важно учить все предметы?
Теперь давайте поговорим о понятии нужных и ненужных предметов в общеобразовательной школьной программе.
Существует несколько причин, по которым любой человек не захочет заниматься предметами в школе:
- Непонимание того, где это может пригодиться в жизни.
- Не успевание освоения программы.
- Внешнее давление: чужие ожидания и требования.
- Неготовность выбрать будущую специальность.
- Установка: учёба = наказание
- Способность мыслить нестандартно.
- Широкий выбор.
- Признание.
- Конкурентоспособный аттестат.
- Освоение навыка учиться.
И плюсов и минусов лезть ради оценок из кожи вон нам достаточно, однако нельзя выбрать какую-то одну конкретную сторону.
Забить на учёбу будет неправильно, поскольку у людей без стоящего образования жизнь сложнее и проблем больше: начиная с ограниченного места работы, заканчивая возможностью подняться по социальному уровню.
Пыхтеть над всеми школьными предметами тоже будет неправильно, поскольку знать всё идеально невозможно, а если и возможно, то ценой свободного времени, нормального общения и психики.
Предлагаю найти золотую середину. В подзаголовке я не зря выделила слово учить, ведь часто для хорошей оценки достаточно выполнить минимум, требуемый учителем. По всем предметам важно стараться, но не учить, заучивать, погружаться с головой, если в них нет прямой необходимости. Действительно важно понимать, что и зачем это всё надо. В подростковом возрасте всем хочется делать что-нибудь ещё, помимо учёбы. Жить, например.
Практические рекомендации и советы:
Выводы:
В заключение хочу сказать, что трудности с учёбой у подростков могут иметь разные причины, и важно подходить к решению проблемы комплексно. Не стоит сразу обвинять в неуспеваемости лень или переходный возраст, зачастую за ними стоят более серьёзные проблемы.
Необходимо выяснить причину ухудшения успеваемости, поддерживать доверительные отношения с подростком и помогать ему справляться с трудностями. Иногда может потребоваться помощь специалиста.
Важно помнить, что всестороннее образование даёт множество преимуществ, и задача состоит в том, чтобы найти золотую середину между необходимостью получать знания и возможностью жить полноценной жизнью.
Идея для статьи взята из этого источника.
Данная статья будет полезна подросткам, родителям, учителям и специалистам в области психологии и работы с детьми. Давайте разбираться в этой теме вместе: крайне приветствуется конструктивная критика, рассуждения, идеи и вопросы на поднятую тему.
Комментарии
Отправить комментарий